Московский Комсомолец № 25745 от 14 сентября 2011 г., просмотров: 3551
По-прежнему неясно, за закрытыми ли дверями будут судить норвежского убийцу Брейвика. СМИ уже сообщают, что ходатайство норвежской полиции о проведении закрытого суда не было удовлетворено. Равно как просьбы Брейвика о полностью открытом процессе. Поэтому, мол, на заседание все же допустят родственников погибших и журналистов. Последние, впрочем, будут ограничены в возможностях освещения процесса.
Маньяк, убивший почти 77 человек, смертником не был. Безоружный, он сдался полиции. Попыток к бегству не предпринимал. А все потому, что как человеку идейному, коим себя мнит Брейвик, ему была важна возможность высказаться. И лучшего, чем зал суда, места он придумать не смог.
Практически сразу после поимки норвежца его адвокат объявил, что в ходе процесса Брейвик намерен объяснить свой поступок и изложить свою идеологию. В результате суд решили сделать закрытым — дабы психи по всему миру не приобщались к идеям стрелка. Сыграла свою роль и полиция, опасающаяся, что у Брейвика есть сообщники. Якобы он может каким-либо образом в ходе выступления подать им сигнал к новой атаке.
В то же время, как государство европейское и в высшей степени цивилизованное, Норвегия практикует именно открытые процессы. Да и отношение к различного рода преступникам в стране более чем мягкое. Вспомнить хотя бы пресловутые норвежские тюрьмы, самая «строгая» из которых получше многих заштатных санаториев в России. Или наибольший срок в 20 лет, который — при квалификации преступления как военного или как преступления против человечности — могут увеличить «аж» до 30 лет.
Первые два заседания по делу Брейвика прошли в закрытом режиме. Следующее же слушание, которое пройдет в понедельник, может быть уже открытым.
«МК» связался с министерством юстиции и полиции Норвегии, чтобы прояснить ситуацию: «Поступило предложение, чтобы слушание в понедельник было открытым, однако решение еще не принято, — сообщил наш собеседник Гуннар Йохансен. — Дело в том, что полиция подала апелляцию в высший суд, протестуя против открытого процесса. До конца недели высший суд определит, будет ли предстоящее слушание открытым для СМИ».
О том, как будут проходить открытые слушания, «МК» спросил у Оле Кристиана Строма, сотрудника норвежской газеты Verdens Gang:
— Заседание в понедельник скорее всего будет открытым. На нем решат, следует ли продлить содержание Брейвика в изоляторе еще на 4 недели. Суд уже постановил, что слушание будет открытым, но полиция подала апелляцию на это решение. СМИ указывают на то, что у полиции нет никаких веских причин, чтобы проводить заседания за закрытыми дверями.
— Если слушание будет открытым, то каким образом будет ограничена работа журналистов?
— Журналисты, аккредитованные на слушание, не смогут воспроизводить цитаты Брейвика в своих материалах. Кроме того, запрещена фотосъемка в суде. Больше пока ничего неясно, поскольку решение не окончательное — из-за апелляции. Но, похоже, суд настроен однозначно. В любом случае, все прояснится до понедельника. А уже на заседании 19 сентября суд решит, можно ли Брейвика цитировать и в каком объеме.
— Как в принципе норвежское общество относится к возможности открытого процесса?
— Никакой статистики нет, есть как люди, выступающие за открытый процесс, так и те, кто против него. Работники СМИ, разумеется, хотят получить доступ к заседаниям по делу.